|
|
Главная страница
Стратегический менеджмент
Риск - менеджмент
Антикризисный менеджмент
Предыдущая статья Следующая статья
|
|
|
Стратегическое управление в фирмах Японии Система стратегического управления возникла в фирмах Японии намного раньше, чем в американских и западноевропейских компаниях, и применяется значительно шире. Особое внимание в системе стратегического управления придается разработке целей, которые затем составляют основу долгосрочного планирования. Схема целей, разрабатываемых японскими компаниями, может быть представлена в следующем виде:
I.
Базовые цели.
II.
Оперативные вопросы (цели в области
производительности). Важную роль в стратегическом управлении в японских компаниях играют взаимоотношения материнской компании с ее филиалами и дочерними компаниями. В особенности это касается определения целей развития, которые дифференцируются в зависимости от характера деятельности подконтрольных компании. Так, в филиалах и дочерних компаниях, ориентированных на внутренний рынок, цели устанавливаются с точки зрения материнской компании по следующим показателям: объем продаж, прибыль, устойчивость, укрепление престижа торговой марки. Для филиалов и дочерних компаний, ориентированных на эффективность производства, цели устанавливаются с точки зрения филиалов по таким показателям, как объем продаж, прибыль, устойчивость, вклад в развитие принимающей страны. Для филиалов, ориентированных на ресурсы, цели устанавливаются с точки зрения ТНК в целом по объему продаж, прибыли, устойчивости, доли на мировом рынке.
Новое в планировании и
стратегии в японских компаниях характеризует переход
от количественных показателей плана к
стратегическому качественному "плану"; от порядка
"снизу вверх" к системе "сверху вниз" или системе
взаимосвязей уровней управления. Содержание долгосрочного плана
может включать следующие позиции: В японских компаниях широко применяются следующие виды стратегий: "продукт-рынок"; маркетинга; конкуренции; инновации; зарубежного производства; экспорта; лицензионного обмена. Крупная диверсификационная компания обычно использует одновременно различные стратегии в зависимости от характера продукции. Помимо характера продукции, выбор стратегии определяется также объемом необходимых инвестиций, величиной расходов на товародвижение. Так, в японских компаниях при выборе стратегии придерживаются следующих принципов.
• Изделия, небольшие,
компактные, требующие для своего производства
высокого уровня технологии,
-
требуют ориентации на экспорт.
Многие японские компании
предпочитают стратегию расширения экспорта стратегии
зарубежных инвестиций. Это они связывают прежде
всего с рискованностью капиталовложений за рубежом.
Характерными случаями риска они считают:
Модель факторов успеха
деятельности японских компаний может быть
представлена следующим образом: Стратегия инновации предусматривает ориентацию фирмы на производство продукции, требующей самой передовой, новейшей технологии. Стратегия, направленная на разработку новых видов продукции - одна из важнейших областей принятия решении в японских компаниях. Разработка новой продукции дает возможность компании повышать свою конкурентоспособность благодаря выпуску изделии, отличающихся по назначению и использованию от ранее производившихся.
У успешно функционирующих
японских компании 21% продаж приходится на новые
товары, которые разработаны за предыдущие 5 лет, они
обеспечивают им 23% прибыли. Можно установить прямую
связь между степенью обновления продукции и
эффективностью функционирования компаний.
В качестве примера применения
стратегии конкурентной борьбы можно привести
судостроительную компанию Японии "Мицуи инжиниринг
энд шип-билдинг компани". Это одна из пяти наиболее
конкурентоспособных компании Японии (другие четыре
-
"Мицубиси", "Исикакасима Харима", "Хитати", "Сумитомо").
Ее стратегия предполагает: Используется система модульного производства, при которой блоки-модули собираются в крупных сборочных цехах, причем модули переворачиваются в оптимальные для сварки положения и сварщики работают в удобных условиях. Затем готовые модули транспортируются с помощью судоходных установок на стапель, где их закрепляют в нужном месте. Эта система привела к повышению точности и качества сварки, а соответственно и к росту эффективности производства. Традиционное строительство судов основывается на последовательной сварке деталей — стальных листов — на стапеле с использованием лесов, поэтому сварочные работы небезопасны и неэффективны; 3) диверсификация производства. Поскольку спрос на суда неустойчив, в целях стабилизации объемов производства, уровня продаж и прибыли по компании в целом она диверсифицировала свое производство и внедрилась в родственные по технологии отрасли, такие, как производство металлоконструкций, крупных дизелей, нагревательных металлургических печей и охладительных установок, строительство предприятий. На судостроение сейчас приходиться лишь около 30% объемов продаж;
4) правильно разработанная стратегия
-
вложение капитала в расширение и модернизацию
оборудования с привлечением чужого капитала (доля
собственного капитала к общей сумме активов
составляет 11%), опора на молодых компетентных
специалистов
-
выпускников университетов (до 1/5 среднего
управленческого звена). |
Главная страница Стратегический менеджмент Риск - менеджмент Антикризисный менеджмент